ОПИСАНИЕ КАРТИН В.СЕРОВА

ОПИСАНИЕ КАРТИН В.СЕРОВА

Серов В.А. «Девочка с персиками.  

Портрет В.С.Мамонтовой» Описание картины.

В. Серов, *Девочка с персиками*, фрагмент. Вера Мамонтова, конец 1880-х гг.

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.

Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.

Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала ее семью.

Усадьба Мамонтовых в Абрамцево

Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 г. он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

В.Серов, “Девочка с персиками”1887. Холст, масло. Размеры 91 х 85. ГТГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым. Фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово, а ухаживал за ними тот же специалист, у которого они и купили персиковые деревья.

 

За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа.

 

Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

 

Девочка с персиками. Портрет Веры Мамонтовой Год создания 1887 Материал Холст, масло Размер 91 х 85 Собрание Государственная Третьяковская галерея

 

В. Васнецов. Девушка с кленовой веткой, 1896 г.
Серов, Коровин, Репин, Суриков, Антокольский в гостиной у Саввы Мамонтова, 1889 г.
Семья Мамонтовых в столовой, 1888 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники.
Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан.
За свое творение «Девочка с персиками» художник Валентин Серов в 1888 году был удостоен премии Московского общества любителей художеств. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия.
После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов.
Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова)
с сыном Юрием, 1904 год.
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины,
1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие
Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки – Елизаветой, Сергеем, Юрием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.
Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей:
-в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.
-в августе 1905 года родилась дочь Лиза.
-в мае 1907 года – второй сын, Сергей.

Но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.
Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.

Савва Мамонтов с внуками – Сережей, Лизой и Юрием, 1910 г.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, возле их усадьбы.
В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных хим. удобрений.
Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм потихоньку восстанавливается.

Храм Живоначальной Троицы, возведенный в память о Вере Мамонтовой

Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х гг., с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 г. в ГУЛАГе.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.
А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотографии из семейного архива).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Верочка Мамонтова, 1880 год.
Вера Мамонтова в костюме Иосифа. 1880.
Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Живая картина. «Русская пляска». Вера и Иван Мамонтовы.
Сцена из спектакля «Снегурочка». Е.Д.Свербеева – Снегурочка, В.С.Мамонтова – Весна. 1897 год.

 

 

 


Детский портрет — Великой княжны Ольги Александровны и ее судьба.

В 1893 году Валентин Серов написал портрет Великой княжны Ольги Александровны Романовой. Когда я рассказывала о детских портретах художника, мне захотелось отдельно обозначить этот портрет, потому что судьба у Великой княжны была необыкновенной. Много всего перенесла эта женщина, и когда я смотрю на портрет 10-летней девочки, написанный великим мастером, я вижу, что она предчувствует, как много ей предстоит перенести. Она к этому готова.

Валентин Серов. Портрет Великой княжны Ольги Александровны, 1893

Таких детей, как она, византийцы называли багряно-генными, а русские – порфирородными. На земле их по пальцам пересчитать. Ведь они должны были родиться у помазанника Божьего, то есть у царствующего императора. Ольга Александровна Романова, Великая княгиня, младшая дочь императора Александра III, родная сестра императора Николая II, как порфирородный младенец,  получила в дар все традиционные монаршие добродетели.

                                                                      Об этом писал Г.Р.Державин:

Валентин Серов. Портрет Великой княжны Ольги Александровны, 1893

      Гении к нему слетели
     В светлом облаке с небес;
     Каждый гений к колыбели
     Дар рожденному принес:
     Тот принес ему гром в руки
     Для предбудущих побед;
     Тот художества, науки,
     Украшающие свет;
     Тот обилие, богатство,
     Тот сияние порфир;
     Тот утехи и приятство,
     Тот спокойствие и мир;
     Тот принес ему телесну,Тот душевну красоту;
     Прозорливость тот небесну,
     Разум, духа высоту.