РАБОТЫ В.А.СЕРОВА

РАБОТЫ В.А.СЕРОВА

РАБОТЫ В.А.СЕРОВА, находящиеся в коллекции ФОНДА Валентина Серова

Портрет Александра Константиновича Глазунова 1899г.

Бумага литография: 28,5×21,5 (изображение); 31,5×24 (основа).
В правой нижней части изображения нанесена подпись художника.
Под изображением отпечатано факсимиле композитора: А.Глазуновъ.
В левой нижней части листа надпись с указанием издателя: Лит.И.Кадушина С.П.Б.

Данная гравюра описана в литературе как авторская литография В.А.Серова “Портрет композитора Александра Константиновича Глазунова”, выполненная им в 1899г. и известная в 2-х состояниях: пробный оттиск сепией без факсимиле и указания издательства и второе с автографом А.К.Глазунова и ссылкой на литографскую мастерскую. Данный портрет представляет собой последнее состояние и являлся приложением к журналу “Мир искусства”. По мнению исследователей был выпущен тиражом  1000 экземпляров (Мир искусства Спб., 1900. №1-2.  С 16).
Оттиски данной гравюры хранятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и других музейных и частных собраниях.

Литература: Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.355

 

 

 

Портрет Ильи Ефимовича Репина 1901г.

Бумага литография: 22×15,6 (изображение); 32,4×25,2 (основа).
В левой нижней части дата и подпись художника.
В правой нижней части листа надпись с указанием издателя: Лит.И.Кадушина, С.П.Б.

Данная гравюра описана в литературе как авторская литография В.А.Серова “Портрет И.Е.Репина”, выполненная им в 1901 году и известная в единственном состоянии. Данный портрет являлся приложением к журналу “Мир Искусства” и, по мнению исследователей, был выпущен тиражом около 1000 экземпляров (Мир искусства Спб., 1901. №10.  С 1).

Данный лист относится пробным оттискам, выполненным в типографии и не включенным в основной тираж.
Оттиски данной гравюры хранятся в Государственном Русском Музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и других музейных и частных собраниях.

Литература: Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.356

 

 

 

Портрет гравера Василия Васильевича Матэ в пальто и шляпе 1899г.

Бумага, офорт: 21,4×15,2 (доска); 31,9×25 (основа).

Данная гравюра описана в литературе как авторский офорт В.А.Серова “Портрет гравера В.В.Матэ в пальто и шляпе”, выполненный им в 1899 году и как известный в четырех состояниях. Первые три авторских состояния встречаются в отельных единичных оттисках. Четвертый вариант портрета являлся приложением к журналу “Мир Искусства” и, по мнению исследователей, был выпущен тиражом около 1000 экземпляров (Мир искусства Спб., 1902. №2. Сс. 96-97). Оригинальная гравировальная доска  до 1933 года находилась в собрании у вдовы художника, которая в 1921 году пыталась организовать печать дополнительных оттисков, однако, трудности печати не позволили ей сделать полноценный тираж. С 1933 года доска находится в собрании Государственной Третьяковской галереи (Инв. 16646). С нее в 1936 и 1947 годах был отпечатан дополнительный тираж (количество экземпляров не известно).
Оттиски данной гравюры хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галереи, Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и других музейных и частных собраниях.

Литература:
– Яремич С.П.Серов. Рисунки. Л.: Издательство Всероссийской академии художеств, 1936. С. 21-22, №14.
– Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.355

 

Портрет гравера Василия Васильевича Матэ, сидящего за столом. 1898-1899гг.

Бумага, офорт: 15,7×12 (доска); 31,5×28 (основа).

Данная гравюра описана в литературе как авторский офорт В.А.Серова “Портрет гравера В.В.Матэ, сидящего за столом”, выполненный им в 1898-1899 году и известный в единственном состоянии. Камерный размер доски , незаконченность рисунка и стилистическая близость к этюдным рисункам В.А.Серова позволила исследователям выдвинуть версию о натурном характере офорта.

Авторские оттиски с данной доски на сегодняшний день не выявлены. Офорт известен только в посмертном тираже 1940 года, выполненном художником и гравером Николаем Алексеевичем Шевердяевым (1877-1952) с доски, находившейся в тот момент в собрании Московского Товарищества художников. После этого и до сегодняшнего дня местонахождение доски остается неизвестным. Оттиски данной гравюры являются чрезвычайно редкими, в музейных собраниях России на данный момент известен только один оттиск в коллекции Государственного Русского Музея (гр 28222).

Литература:
– Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.355

 

 

 

Мальчик с курицей (мальчик с петухом) 1898-1899.

Бумага, офорт: 13,7×10,1(доска); 18×13,8 (основа).

Данная гравюра описана в литературе как авторский офорт В.А.Серова “Мальчик с курицей” (в некоторых источниках встречается название “Мальчик с петухом”), выполненный им предположительно в 1898-1899 году и известный в единственном состоянии. Камерный размер доски , незаконченность рисунка и стилистическая близость к этюдным рисункам В.А.Серова позволила исследователям выдвинуть версию о натурном характере офорта.

Авторские оттиски с данной доски на сегодняшний день не выявлены. Офорт известен только в посмертном тираже 1940 года, выполненном Матвеевым Алексеевичем Добровым (1877-1958) и Павлом Григорьевичем Захаровым (1902-1984) с доски, находившейся в тот момент в собрании семьи художника. В 1941 году доска была передана в собрание Государственного Русского музея (ГРМ Гр д 2279), где с нее были выполнены дополнительные тиражы для передачи в региональные музеи в 1960 году (24 экземпляра) и в 1978 году (тираж неизвестен, промаркированы штампами ГРМ).

Литература:
– Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.416.

 

 

Октябрь. 1898 год

Бумага, офорт: 35,7×52,8(доска); 45,3×52,8 (основа).
В левой нижней части изображения выгравированы подпись и дата: Сьеровъ 98

 

Данная гравюра описана в литературе как авторский офорт В.А.Серова “Октябрь”, выполненный им в 1898 году и известный в трех состояниях. Офорт был выполнен по заказу редакции журнала “Мир искусства” и воспроизводит живописное полотно В.А.Серова “Октябрь. Домотканово”, 1895. Холст, масло: 48,5×70,7. Собрание Государственной Третьяковской галереи (ил. 1).

Этот офорт представляет последний из трех описанных состояний. Гравировальная доска находится в Государственной Третьяковской галерее (Инв. 16645). Сведения о дополнительных тиражах отсутствуют.
Оттиски данной гравюры хранятся в музейных собраниях  Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музейных и частных собраниях.

Литература:
– Яремич С.П.Серов. Рисунки. Л.: Издательство Всероссийской академии художеств, 1936. С. 21-22, №14.
– Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.: “Искусство”, 1965. С.355

 

 

 

[/tm-pg-gallery]