В одном пространстве собраны работы Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Льва Бакста и еще более десятка живописцев из творческого объединения «Мир Искусства».
Полотна, осевшие в частных коллекциях — их не увидишь в музеях и галереях. Особый «Мир искусства», громко заявивший о себе в конце позапрошлого столетия ярчайшими именами: Бакст, Сомов, Кустодиев, Малявин.
Как позже скажет основатель объединения Александр Бенуа: «У нашего кружка не было направления, вместо направления у нас был вкус». Критики в один голос заговорят о новаторстве, которое ярче всего, пожалуй, проявится в жанре портрета.
Казалось бы, что необычного в изображении жены художника Исаака Бродского? Но портрет уходит от академических традиций, ведь женщина изображена не в кабинете и не за чтением — фоном служат раскинувшиеся позади дома и пейзажи.
А как можно было писать без прорисовки деталей, уделяя внимание только лицу и рукам, но добиваться при этом почти фотографического сходства? На этот вопрос отвечает Валентин Серов — достаточно лишь взглянуть на его работы. А порой и портретное сходство не имеет значения, важнее впечатление — например, от изображения скульптора кисти художника Кончаловского.
Скупой набросок жены, сделанный Петровым-Водкиным прямо в вагоне поезда; строгие, где нет ничего лишнего, портреты углем Бакста как контраст ярким, жизнерадостным изображениям прачек Архипова. Его крестьянки написаны с любовью, крупными, размашистыми мазками — а на их лицах, кажется, просто сверкает живой румянец. Цепкий художественный взгляд самобытного Бориса Кустодиева проникает внутрь зрителя — даже с автопортрета с сыном.
Маленький акварельный шедевр Бакста, который едва ли не впервые представлен публике; «Черный арлекин» — не так широко известного Громова. Почти 80 полотен можно увидеть в течение месяца только в «Ленинград-центре» в Петербурге. Впрочем, некоторые картины можно и приобрести.