Фонд принимал участие в выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковке на Крымском Валу. 2015-2016гг.

Фонд принимал участие в выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковке на Крымском Валу. 2015-2016гг.

Участие в выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Третьяковке на Крымском Валу.

Фонд Валентина Серова принимал участие, а именно предоставил картины, фотографии, письма и другие архивные материалы для вернисажа выставки «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», на которой были представлены более 100 произведений живописи и около 150 произведений графики, скульптурные композиции, театральный занавес, архивные материалы.

Коллекции-участники: 25 российских и 4 зарубежных музея, 9 частных коллекций.

Среди музейных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Национальная галерея Армении (Ереван), Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск), Музей Орсе (Париж), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии (Копенгаген).

Третьяковская галерея представила самый ожидаемый проект года — выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865–1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени. Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ век.

Выставка демонстрирует лучшие произведения мастера, те блистательные живописные полотна и графические листы, благодаря которым художник обрел всеобщую любовь — как великосветских особ, так и художественной элиты своего времени, как приверженцев реалистической традиции, так и ценителей авангарда. В меньшем составе основной корпус этих произведений был показан в Третьяковской галерее на выставке 1991 года и графической выставке в 2011 году. Задача настоящего проекта, впервые в истории музея развернувшегося на трех этажах выставочных залов на Крымском Валу, — выявить новые смыслы и обозначить новые акценты в понимании творчества и личности самого значительного художника эпохи.

Выставка представляет Серова как универсального мастера, увлеченного множеством художественных задач и во всех своих поисках добивающегося абсолютного совершенства. Драматургия экспозиции ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» (1887, ГТГ) — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн (1910, ГРМ).

Центральное пространство живописной части выставки разделено диагональной осью, вдоль которой экспонируются все лучшие портреты художника — творческих личностей, деловых людей, аристократических и царственных особ. Талант Серова чутко улавливать и отображать характер и индивидуальные манеры персонажа способствовал разнообразию в жанре. Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. Сам Серов, ученик И. Е. Репина и П. П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ). Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Намерение Серова писать «только отрадное» вместо отображения «язв общества» обозначило изменение вектора актуального в живописи. В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников.

На выставке были собраны работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. Широко демонстрируются портреты царственных особ. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.

Получить работы на выставку – это всегда непросто, иногда переговоры длятся годами и порой заканчиваются неудачами. Так, музейщикам не удалось получить картину «Похищение Европы». В свое время у музея не хватило денег на ее выкуп, а нынешний владелец отказался предоставить ее для экспозиции. Не удалось из частных коллекций получить портреты Марии Цетлин, Прасковьи Мамонтовой, которые смогли бы представить творчество художника более объемно.

Знаменитый занавес к балету “Шахерезада” работы Валентина Серова впервые за последние 76 лет “появился на людях”. Он представлен на выставке, открытой в корпусе Бенуа Русского музея. Занавес считался безвозвратно пропавшим. Вновь обрести его помогли супруги Галина Вишневская и Мстислав Ростропович.
Как и когда он попал к ним, они не помнят. Привезли его из Парижа несколько лет назад для своей новой квартиры в Петербурге на набережной Кутузова. Со слов сотрудников Русского музея, ни Вишневская, ни Ростропович не знали, что это занавес Серова. Они вообще не знали, что это занавес, так как приобретенное некогда полотно размерами не более 4 – 6 метров. А тот, что написан в 1911 году для балета “Шахерезада”, ставшего хитом “Русских сезонов” Сергея Дягилева, был размерами 12 на 16 метров. Галина Вишневская хотела повесить его на стену в гостиной петербургского дома. Требовалось полотно укоротить или подогнуть. Не желая повредить его, певица обратилась к специалистам-реставраторам. Те пришли, увидели и ахнули: “Серов!” Известно, что после смерти художника занавес принадлежал Сергею Дягилеву. После него – Сержу Лифарю. А после 1929 года следы его затерялись. И вот – неожиданное обретение. Правда, это, скорее всего, лишь фрагмент центральной части.

Благодаря разделу, включающему документы, письма, фотографии, Серов предстает как одна из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени: педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. По словам И. Э. Грабаря, «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца». Однако рисунки одного из лучших художников-графиков в русском искусстве публике знакомы в основном по иллюстрациям, так как из-за хрупкости материалов экспонируются значительно реже, чем живописные. На этот раз предпринята попытка как можно более полно представить эту область творчества художника: вместе собраны листы из 15 музеев и 4 частных собраний. На выставке можно увидеть работы Серова в самых разных жанрах и во всех возможных графических техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.

Выставочный проект Третьяковской галереи — важный этап в осмыслении творчества Валентина Серова. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Настало время взглянуть по-новому на наследие одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства, актуализировать его, особенно для молодого зрителя, показать всю мощь разностороннего таланта, противоречивость и невероятную притягательность личности Серова. Обладая огромным дарованием, он не был удовлетворен своим трудом и находился в постоянном поиске. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений. Реализация задуманного через преодоление себя, через большой труд — это близко современному человеку.

К выставке опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа.